Для продления срока эксплуатации аккумуляторной батареи важно обеспечивать верное хранение, минимизировав потери емкости для эффективного использования в будущем. Хранение аккумулятора всегда приводит к его старению, но выполнение простых рекомендаций позволит замедлить этот процесс.
Важный пункт при хранении АКБ – соблюдение температурного режима. Переохлаждение, перегрев сокращают срок службы аккумулятора, ухудшают характеристики и негативно влияют на состояние ячеек. Условия хранения АКБ зависят от их разновидности (в основе классификации – химический состав).
Свинцово-кислотные
АКБ неустойчивы к морозу: в электролите содержится вода, которая расширяется при замерзании, поэтому ячейки деформируются. В сухозаряженном виде АКБ можно хранить при температуре до -20 градусов.
Свинцово-кислотные АКБ хранятся до двух лет: в месяц уходит до 5 % заряда. Перед хранением АКБ стоит полностью зарядить: когда уровень подзарядки будет опускаться до 70 %, нужно будет снова заряжать аккумулятор.
Литийионные
Литийионные аккумуляторы можно хранить при температуре до -20 градусов в течение месяца или всю зиму (3 месяца) – при -10 градусах. Но это крайний случай, не стоит хранить литийионные АКБ при температуре ниже нуля. В противном случае есть риск растрескивания и разъединения компонентов.
Литийионные аккумуляторы ежемесячно теряют до 2 % заряда. Поэтому даже при зарядке на 50 % АКБ пролежит 3 года. Но специально так делать не стоит: желательно заряжать АКБ раз в полгода и следить за напряжением ячейки (оно не должно опускаться ниже 2 В).
Щелочные
АКБ разрешено хранить при температуре до -25 градусов, но прежде их нужно прогреть. Оптимальный температурный режим – до нуля градусов.
Щелочные АКБ могут храниться 10 лет без подзарядки: снижения номинальной емкости почти не будет. Каждый месяц теряется не больше 3 % заряда.
Независимо от разновидности для правильного хранения аккумулятора важно соблюдать следующие условия:
- пониженную влажность. Влага способствует образованию окиси на контактах, что негативно влияет на работоспособность аккумулятора;
- оптимальную температуру. Желательно, чтобы она не опускалась ниже 10 градусов. Чем ниже температура, тем быстрее будет разряжаться аккумулятор. Слишком высокий температурный режим приводит к сульфации пластин и скорому разряду АКБ;
- правильное пространственное положение. Аккумулятор следует хранить строго в горизонтальном положении: раствор должен закрыть пластины.
Чтобы предотвратить повреждение хранящихся АКБ, следует контролировать уровень заряда и вовремя их подзаряжать с учетом химического состава ячеек. Неверное обращение, высокие температуры и влажность становятся причинами необратимых повреждений АКБ и максимальной потери емкости.
Если автомобильная АКБ полностью заряжена, но зимой ездить на авто вы не собираетесь, ее можно смело отправить на “зимовку” в квартиру. При этом важно не забывать о правилах хранения:
- при пониженном напряжении не следует забывать о подзарядке;
- держать аккумулятор дальше от батареи и других отопительных приборов;
- каждые три месяца контролировать напряжение тестером;
- стараться, чтобы температура в помещении держалась на отметке +5...+10 градусов, тогда окисление пластин будет проходить медленнее.
У всех аккумуляторов есть определенный ресурс, который измеряется количеством доступных подзарядок. Например, у свинцово-кислотных АКБ ресурс не превышает 450.
Сохранение нового аккумулятора
Приобрели новую АКБ в октябре, зимой водить автомобиль не планируете? Нужно постараться сохранить работоспособность аккумулятора до марта. Несоблюдение условий для хранения становится причиной выхода из строя АКБ.
Водитель должен придерживаться рекомендаций:
- при саморазряде аккумулятора выделяются летучие вещества, поэтому важно позаботиться о качественной вентиляции. При подзарядке объем газа только увеличивается;
- аккумулятор следует хранить на ровной поверхности горизонтально. Особенно если залит электролит жидкой консистенции. Активная среда должна покрывать пластины;
- перед хранением новый аккумулятор следует полностью зарядить. При недостаточном восстановлении емкости на пластинах выпадет сульфат свинца, что при долгой консервации приведет к необратимым последствиям;
- аккумулятор важно хранить в затененном, прохладном, сухом помещении. Попадание солнечных лучей нарушит целостность корпуса и изменит структуру материала на молекулярном уровне;
- в аккумуляторах, выпущенных более года назад, следует каждые три месяца проверять энергетические характеристики. Какой бы дорогой и качественной ни была АКБ, под влиянием внутренних и внешних факторов она будет разряжаться.
Правильное хранение аккумулятора – это:
- денежная экономия;
- простой переход из зимнего на весенний сезон;
- отсутствие проблем при вождении;
- поддержание работоспособности автомобиля в бесперебойном режиме;
- сохранение эксплуатационных характеристик.
Чтобы сохранить емкость АКБ при хранении, важно:
- зарядить АКБ, чтобы сульфат свинца растворился, структура электродов была восстановлена;
- вылить кислоту в герметичную емкость, залить в АКБ дистиллят (процедура повторяется дважды). Промывание дистиллятом смоет с пластин остатки сульфата и замедлит разрушение источника энергии (его внутренней структуры);
- в период временной консервации для защиты аккумулятора вместо соляной кислоты можно залить борную (раствор 5 %). Из-за нейтральности к активной смазке и свинцу она предотвращает саморазряд АКБ;
- перенести аккумулятор на хранение в помещение с соблюдением температурного режима. Если в корпус залита борная кислота, хранить АКБ можно и при более низких температурах.
Восстановление АКБ после хранения
После долгого бездействия аккумулятор нужно правильно реабилитировать. Сделать это позволит алгоритм:
- Сливать борную кислоту в течение 20 минут – торопиться не стоит из-за бережного обращения с пластинами, поскольку они успели “отвыкнуть” от контакта с кислородом;
- Залить свежий электролит – соляная кислота (35 %), дистиллят (65 %);
- Измерить плотность электролита, напряжение на токовых выводах. Оптимальный показатель – 1,24–1,28 г/см3. Между окончанием зарядки и измерением должно пройти минимум 40 минут. Так аккумулятор отстоится, реакции войдут в обычный режим.
Заморозка электролита недопустима. При отрицательной температуре жидкость в АКБ утратит активность, при высоком температурном режиме корпус может разорваться.
В чем преимущества склада по сравнению с домом?
Из-за особых требований к температурному режиму найти место для хранения аккумулятора в квартире будет сложно. Балкон, кладовка или гараж есть не у каждого водителя (и в этих помещениях не всегда подходящая температура). Самое лучшее решение – склад, на который можно сдать аккумулятор на хранение на неопределенный срок. Для сохранения функциональности АКБ на складах они хранятся:
- на стеллажах или полках – минимальный контакт с поверхностью и снижение риска повреждений. Основное правило – надежная фиксация аккумулятора и полки из негорючих материалов;
- в ящиках или контейнерах – максимальная защита от ударов и механических повреждений. Важно, чтобы контейнеры были герметичными. Так испарения и вредные вещества не повлияют на работу АКБ;
- в батарейных шкафах – в закрытых помещениях хорошая вентиляция, проникновение искр и огня исключено.
Среди преимуществ хранения аккумулятора на складе:
- Классификация и маркировка – важный нюанс при хранении АКБ на складе. Все аккумуляторы помечаются символами, которые указывают на требования безопасности и их технические характеристики. Так проще контролировать состояние аккумулятора и при необходимости принимать меры.
- Обученный персонал – сотрудники склада понимают все риски неправильного обращения с аккумулятором и соблюдают технику безопасности.
- На складе соблюдены все условия для правильного хранения аккумулятора – температурный режим, уровень влажности, вентиляция.
Сити-Бокс – это возможность снять бокс для хранения аккумулятора на неопределенный срок. Наши склады расположены в пределах Москвы, рядом с метро, у вас всегда будет доступ (круглосуточный) к АКБ. Получить консультацию по особенностям хранения аккумулятора на складе можно у наших менеджеров.